Обсуждение Проекта Этического Кодекса

Обсуждение проекта этического кодекса.

Модератор: Ирина Белецкая

Сообщение Ирина Белецкая » Чт янв 22, 2009 6:56 pm

Iceman писал(а):... тезис, что соционик, который не является психологом и оленеводом должен соблюдать положения профессиональных кодексов психологов и оленеводов, лично мне видится надуманным.

Этот тезис мне тоже видится надуманным. С моей точки зрения соционик _может_ соблюдать кодекс соционика, если принял такое решение. И в той мере, в какой этот кодекс совпадает с кодексом психологов и оленеводов он соблюдает и их. Совпадение/несовпадение кодекса соционика с кодексами психологов или оленеводов с моей точки зрения не является аргументом о применимости/неприменимости данного кодекса для соционика.

Iceman писал(а):А я считаю, что они просто не должны противоречить друг другу и этого должно быть достаточно.

Да.

Iceman писал(а): соционике предлагается безоговорочно принять экспериментальные методы других наук

На мой взгляд, ключевое слово "безоговорочно". Я считаю, что если методы применяемые в психологии или оленеводстве применимы для решения проблем в соционике, то естественно привнести их в соционику. Соответственно, их наличие в соционике так или иначе отразится и в кодексе соционика. Не вижу в этом случае необходимости изобретать велосипед.

Iceman писал(а):Обращаю ваше внимание, что психология это отнюдь не единственная наука, которая имеет своим объектом человека. Более того - часть из таких наук не гуманитарные, а вполне естественные, где пиетет к объекту исследования куда меньше...

Это справедливо. Но этические кодексы не есть непреложные законы природы и носят больше рекомендательный (пусть даже настойчиво рекомендательный) характер. Пока человек не задает или не находит для себя ответа на вопрос "для чего" или "во имя чего" он что-то делает, он может опираться на Кодекс.

Iceman писал(а):Т.е. соционик - не всегда психолог, а психолог - не всегда соционик. В случае, если конкретный человек совмещает в себе эти две роли, то он просто должен пользоваться одновременно двумя кодексами, а не одним глобальным.

Если есть автомобилисты никогда не видевшие светофора, значит ли это, что необходимы Правила движения для тех кто светофора никогда не видел + дополнительные, для тех, кто со светофорами имел дело? Можно предположить, что Правила сделаны все-таки едиными из соображений, что светофор вещь достаточно обыденная и значительная (большая?) масса автомобилистов с ним сталкивается. Применимо к соционике, видимо, можно говорить, что пункты о взамодействии с клиентом (насколько я понимаю, камень преткновения главным образом в них) имеют смысл в том случае, если значительная (большая?) часть социоников работает с клиентами на психологическом поле. Поскольку, с нашей точки зрения, как минимум, диагностика методом интервью есть взаимодействие в психологическом поле, а большая часть известных нам социоников использует этот вид диагностики, данный пункт был включен в Кодекс.

Добавлено спустя 4 минуты 22 секунды:

Alex_AXe писал(а):Отмечу, что в ряде гуманитарных дисциплин предварительная информирование участников эксперимента о его сути приводит к значительному искажению результатов. Поэтому следование 2-му принципу может быть крайне нежелательным. При необходимости о сути эксперимента их можно проинформировать после его завершения.

Да, это один из способов. Применимость способа исследователь определяет для себя сам.

Alex_AXe писал(а):Что касается 1-го принципа, то он имеет смысл только в том случае, если проведение эксперимента может создать какие-либо неудобства его участникам (занять их время, например). Если я просто наблюдаю со стороны за поведением кого-то (т.е. ставлю пассивный эксперимент) - я ведь не обязан этого кого-то информировать?

С нашей точки зрения - нет. Вопрос в том, как распорядиться полученными результатами.
Ирина Белецкая
Участник
Участник
 
Сообщения: 25
Зарегистрирован: Пт янв 04, 2008 1:15 pm
Откуда: Москва
ТИМ: ЛИЭ

Сообщение Цвет » Пт янв 23, 2009 9:25 am

У меня есть предложение по регламенту. Кодекс при этом можно оставить без изменений, поскольку этот документ сам по себе несколько "идеален". В идеальности нет ничего особенного. Свод библейских правил тоже в своем роде идеален, а люди, как известно, зная правила, грешат.

Для меня лично звучит более приемлемо ассоциация социоников или соционическая ассоциация, которая могла бы объединить социоников "всех мастей" от профессионалов до любителей. Такой подход мне кажется еще более демократическим и более соотвествующим духу времени и работающем на перспективу развития соционики. Сейчас объясню почему.

В настоящее время соционика не является официальной наукой и посему граничит с псевдонаукой. Имеет смысл ограничивать ассоциацию исключительно профессионалами, когда соционика поднимется на ступеньку выше и станет официальной или "государственной" наукой.

Пограничность соционики как науки находит свое естественное выражение и в том, что многие практикующие соционики не находят признания у коллег и попадают под эгиду псевдосоциоников. С одной стороны "псевдо" разделяет соционику как науку, с другой "псевдо" разделяет социоников. Вопрос какие курсы и какое учебное заведение считать не псевдо соционическим тоже вопрос не однозначный.

Я могу себе представить, что мнения насчет того, кого включать в ассоциацию ( профессионалов или всех подряд) вызывает разную реакцию. С одной стороны, можно подумать, что ассоциация профессионалов - социоников, поднимет соционику на более высокую ступень развития и это необходимо также для того, чтобы солиднее выглядеть в глазах научной общественности. Примерно также как солидно выглядят другие научные организации соционического сообщества. Однако, я считаю, что это скорее формальность. Формальности, конечно, тоже нужно соблюдать. Но главное, на мой взгляд, это соотвествовать практике и запросам времени. Кодекс должен стать руководством для любого практикующего соционика, то есть объединить всех, кто так или иначе работает или даже стремиться работать в области соционики. Тогда ассоциации обеспечен рост членства. Те соционики, которые сейчас оказываются непризнанными, войдут в сообщество и это будет реальным шагом по объединению социоников. Следующим важным шагом будет выработка взаимопонимания и налаживание сотрудничества между различными направлениями соционики, сверка концепций и т.п. В каком-то смысле ряды социоников на первоначальном этапе будут напоминать "парламент" по соотношению популярности того или иного направления. Я полностью согласна с Белецкими в том, что сначала надо построить этические отношения, а потом уже договариваться по разночтениям.
Если на практике ассоциация сможет объединить как профессионалов, так и любителей соционики, то есть вероятность в будущем стать международной организацией. Есть уже немало англоязычных социоников, которые изучают и развивают ее даже без книг, не только что без учебных заведений или сертификатов. Идет естественный процесс роста и распространения соционики как знания. Ассоциация смогла бы предложить ее членам рост профессионализма. И если сейчас ограничить ассоциацию исключительно профессионалами, имеющими сертификаты соционического или даже психологического образования, то по отношению к тем, кто не имеет возможности получить необходимое образование в силу каких либо причин, ассоциация своей роли не выполнит. Опять же возникает вопрос, кого считать профессионалом от соционики, может быть не справедливым по отношению к тем, кто соответсвует во многом "показательному" соционику на деле, а не на бумаге. Главные цели ассоциации на мой взгляд должны заключаться с одной стороны в объединении социоников на демократических, справедливых основаниях, соотвествующих духу времени. С другой стороны поднимать уровень профессионализма всех практикующих социоников. Профессиональный подход в соционическом сообществе нужно еще выработать на деле, иначе этот кодекс так и останется скорее "украшением"ассоциации, чем документом скрепляющим и работающим на благо развития профессионализма среди социоников. Ведь нет еще на деле договоренности о концепциях соционики или ее методах и сама соционика представляетс собой "лоскутное одеяло". Вот когда договорятся соционики между собой, тогда и сложится образ соционики как единой науки и образ соционика-профессионала. Это всего лишь мое субъективное мнение и я могу ошибаться, так что не судите строго :)
Аватара пользователя
Цвет
Завсегдатай
Завсегдатай
 
Сообщения: 198
Зарегистрирован: Чт фев 15, 2007 10:05 pm
ТИМ: Хранитель - Искатель

Сообщение Iceman » Сб янв 24, 2009 10:26 pm

Ирина Белецкая писал(а):Совпадение/несовпадение кодекса соционика с кодексами психологов или оленеводов с моей точки зрения не является аргументом о применимости/неприменимости данного кодекса для соционика.

Безусловно. Причина очень проста - соционик может заниматься той деятельностью и в том виде, которое это регламентируется, например, кодексом психологов, но может и не заниматься. Но если он не занимается таким, то зачем его ограничивать таким кодексом психологов??? Ведь соционик - не обязательно психолог...
Я вот попросил знакомых специалистов в области социологии и журналистики дать ссылки на этические кодексы, которые используются в этих сферах взаимодействия с человеком.

Вот кодексы журналистов (спасибо Анастасии Лансберг) и вот кодекс социологов (спасибо Яне Горбенко). Как видим они довольно существенно отличаются что от кодекса психолога, что от предлагаемого кодекса соционика, что друг от друга. Причина этого различия очень проста - несмотря на то, что все эти виды деятельности фактически являются взаимодействием с людьми и информацией о людях, но в каждом виде деятельности своя отдельная специфика, которая и отражена в кодексе и психологи не обязаны соблюдать нормы кодекса социолога и наоборот. Поэтому я не могу понять, почему нормы кодекса психолога должны соблюдать соционики???

Ирина Белецкая писал(а):Если есть автомобилисты никогда не видевшие светофора, значит ли это, что необходимы Правила движения для тех кто светофора никогда не видел + дополнительные, для тех, кто со светофорами имел дело?

Если подразумевается, что автомобилист скорее всего сфетофоров и не увидит (например это ПДД в саване Африки), то там действительно можно использовать правила, где о сфетофорах не будет сказано ни одного слова, но зато будут правила регламентрующие с какой стороны объезжать стадо слонов. ::)
Если вы спорите с дураками, то будьте осторожны - окружающие могут не заметить между вами разницы.

Я не злопамятен... я просто злой и с хорошей памятью. :)
Аватара пользователя
Iceman
Супер-графоман
Супер-графоман
 
Сообщения: 2785
Зарегистрирован: Ср май 11, 2005 6:28 pm
Откуда: Киев
ТИМ: Жюков

Сообщение Сергей Белецкий » Вт янв 27, 2009 11:57 am

Iceman писал(а):Вот кодексы журналистов (спасибо Анастасии Лансберг) и вот кодекс социологов (спасибо Яне Горбенко). Как видим они довольно существенно отличаются что от кодекса психолога, что от предлагаемого кодекса соционика, что друг от друга. Причина этого различия очень проста - несмотря на то, что все эти виды деятельности фактически являются взаимодействием с людьми и информацией о людях, но в каждом виде деятельности своя отдельная специфика, которая и отражена в кодексе и психологи не обязаны соблюдать нормы кодекса социолога и наоборот. Поэтому я не могу понять, почему нормы кодекса психолога должны соблюдать соционики???

Спасибо за полезные ссылки. Эти два кодекса по тексту довольно существенно отличаются что от кодекса психолога, что от предлагаемого кодекса соционика, что друг от друга. Но хотя в каждом виде деятельности своя специфика, при этом кодексы в сути очень сходны - множество пунктов кодексов (и психолога, и социолога, и журналиста) раскрывает один и тот же принцип "не навреди". С нашей точки зрения, этот принцип должен быть зафиксирован и в кодексе соционика (неважно какими словами, из кодекса психолога /как в настоящее время/, из кодекса журналиста или придуманными именно под данных кодекс).

Iceman писал(а):Если подразумевается, что автомобилист скорее всего сфетофоров и не увидит (например это ПДД в саване Африки), то там действительно можно использовать правила, где о сфетофорах не будет сказано ни одного слова, но зато будут правила регламентрующие с какой стороны объезжать стадо слонов. ::)

Вячеслав, как мы поняли, тебе кажется неуместным слишком большой вклад в кодекс соционика из кодекса психолога. Но если считаешь, что светофоры здесь неуместны, может быть, предложишь вместо них правила объезда слонов? ;) Ведь если ты напишешь конкретные разделы кодекса, применимые с твоей точки зрения для соционика и станет ясно, что это именно то, что нужно, то разногласия испарятся сами собой. ::)

Добавлено спустя 2 минуты 52 секунды:

Цвет писал(а):Для меня лично звучит более приемлемо ассоциация социоников или соционическая ассоциация, которая могла бы объединить социоников "всех мастей" от профессионалов до любителей.

Цвет, вопрос хороший, но не по теме ветки. С нашей точки зрения ассоциацию в состоянии создать достаточно влиятельная в соционике группа людей, которая в сможет выступить согласованно, при этом выдвинув привлекательные для многих объединяющую идею, цели, программу, структуру ассоциации. Это все надо продумывать и создавать, согласовывать, а это очень большая работа. Предыдущие попытки создать разного рода образования в соционике окончились ничем или почти ничем именно из-за того, что у образований не было внятной идеи "зачем это все".

Тема сама по себе интересная, но здесь оффтипик. Предлагаю завести отдельную ветку. :)
Сергей Белецкий
Прибывший
Прибывший
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: Вт янв 27, 2009 11:36 am
ТИМ: ЭСИ

Сообщение Svetlana » Вт май 19, 2009 9:09 pm

Ирина, Сергей, пока не дошли руки до "шедевров" книжного формата :), хочу поделиться некоторыми "заготовками" из собственной практики, которые могут пригодиться в последующих редакциях Кодекса. Это информация - об этических принципах организации соционического исследования в тех случаях, когда участник исследования не является клиентом (заказчиком) соционического исследования (наемные работники, проходящие процедуру определения соционического типа по предложению работодателя). Речь - об обязательствах соционика проинформировать обе стороны о границах (в том числе правовых) использования знания о соционических типах участников исследования и связанной с этим ответственности всех сторон.

Ниже привожу несколько пунктов из нашей "Памятки для заказчиков и участников соционического исследования" (в слегка отредактированном под стилистику Кодекса виде):

1. Соционик обязан проинформировать каждую из сторон о том, что заключения социоников не могут служить основанием для увольнений, переводов, изменений трудовых функций и т.д. без согласия самого работника.

2. Соционик обязан проинформировать заказчика, что участие в исследовании является добровольным, о чем каждый участник должен быть проинформирован перед началом исследования (либо на общем собрании, предваряющем исследование, либо непосредственно в ходе самой диагностики).

3. Участник исследования ставится в известность о той форме, в которой будут представлены результаты диагностики его соционического типа, получив по итогам диагностики его описание на руки. При этом ему должна быть обеспечена возможность предоставить диагностам обратную связь, которую соционик рассматривает как дополнительный источник повышения точности результата диагностики.

4. В отношении других сведений личного характера, не относящихся к описанию типовых особенностей, которые могут стать известны в ходе диагностики, соционик обязуется соблюдать конфиденциальность, о чем каждый участник также должен быть проинформирован перед началом исследования.

5. Отказ в предоставлении возможности ознакомления участника исследования с результатами диагностики собственного типа допускается при наличии его письменного согласия на участие в исследовании и предоставление результатов диагностики исключительно третьему лицу (заказчику).

6. Оглашение информации о результатах диагностики собственного социотипа третьим лицам (за исключением заказчика исследования) может осуществляться только по желанию самих участников исследования и недопустимо без их согласия.

7. За исключением сведений о своем соционическом типе, участник исследований, не являющийся заказчиком соционического исследования, не может быть ознакомлен с содержанием отчета об исследовании, где содержится информация о социотипах других участников исследования, а также заключения об интегральных характеристиках всего коллектива и рекомендации по управлению данным коллективом, предназначенные исключительно для сведения работодателя.

8. Соционик обязуется соблюдать конфиденциальность в отношении любой информации о заказчике, его персонале, формах организации работы и других сведений, которые станут ему известны в ходе проведения соционического исследования.
"Вечная трагедия науки: уродливые факты убивают красивые гипотезы". Томас Генри Гексли.
Аватара пользователя
Svetlana
Графоман
Графоман
 
Сообщения: 859
Зарегистрирован: Вс фев 12, 2006 1:42 pm
ТИМ: ЭИИ

Сообщение Сергей Белецкий » Вт май 19, 2009 11:15 pm

Svetlana писал(а):Ирина, Сергей, пока не дошли руки до "шедевров" книжного формата :), хочу поделиться некоторыми "заготовками" из собственной практики, которые могут пригодиться в последующих редакциях Кодекса. Это информация - об этических принципах организации соционического исследования в тех случаях, когда участник исследования не является клиентом (заказчиком) соционического исследования (наемные работники, проходящие процедуру определения соционического типа по предложению работодателя). Речь - об обязательствах соционика проинформировать обе стороны о границах (в том числе правовых) использования знания о соционических типах участников исследования и связанной с этим ответственности всех сторон...

Светлана, спасибо. :) На мой взгляд это важная тема. Пункты можно будет внести в раздел 3 или создать два отдельных раздела по работе с клиентом и заказчиком.
Сергей Белецкий
Прибывший
Прибывший
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: Вт янв 27, 2009 11:36 am
ТИМ: ЭСИ

Сообщение Svetlana » Пт май 22, 2009 11:53 am

Сергей Белецкий писал(а):Пункты можно будет внести в раздел 3 или создать два отдельных раздела по работе с клиентом и заказчиком.

Да, пожалуй, лучше всего в раздел 3. Можно в той же приблизительно формулировке, что была дана выше:

3.9. В тех случаях, когда участник исследования не является клиентом (заказчиком) соционического исследования (наемные работники, проходящие процедуру определения соционического типа по предложению работодателя), соционик обязан проинформировать обе стороны о границах (в том числе правовых) использования знания о соционических типах участников исследования и связанной с этим ответственности всех сторон.

А все остальное (вышеперечисленное) - развернуть подпунктами этого пункта.

Добавлено спустя 6 минут 31 секунду:

Еще вот что подумала. В Кодексе оговорены этические принципы фактически только одного вида практической деятельности (соционической диагностики). Как минимум, надо добавить еще исследование групп. Ниже сформулировала наши принципы. Возможно, тоже пригодятся.

1. Соционик владеет методами соционического анализа, которые позволяют решать задачи клиентов (заказчиков), возникающие в больших и малых группах (трудовых коллективах, учебных группах, супружеских или семейных союзах и т.п.).

2. Соционик уделяет достаточно времени проверке гипотез, выдвинутых в ходе исследования, а также отслеживанию результатов внедрения разработанных на их основе рекомендаций, осознавая, какое влияние они могут оказать на сформировавшую сеть межличностных или деловых отношений в группе, и в целом - на работоспособность, эффективность и морально-психологическую атмосферу этой группы. Рекомендуемый срок, в течение которого предложенные социоником рекомендации нуждаются в отслеживании результатов их внедрения - 6 месяцев.

3. Соционик вправе использовать результаты своих исследований в научных целях (для сбора и анализа статистических данных с целью подтверждения или опровержения выдвигавшихся ранее научных гипотез, а также для выдвижения и проверки собственных гипотез) только в обобщенном виде, без указания лиц или организаций, принимавших участие в исследованиях. Исключение составляют случаи, когда имеется согласие (в письменном виде) участников таких исследований на обнародование их личных данных или сведений об организации.
"Вечная трагедия науки: уродливые факты убивают красивые гипотезы". Томас Генри Гексли.
Аватара пользователя
Svetlana
Графоман
Графоман
 
Сообщения: 859
Зарегистрирован: Вс фев 12, 2006 1:42 pm
ТИМ: ЭИИ

Сообщение Сергей Белецкий » Пт май 22, 2009 12:07 pm

Svetlana писал(а):Еще вот что подумала. В Кодексе оговорены этические принципы фактически только одного вида практической деятельности (соционической диагностики). Как минимум, надо добавить еще исследование групп. Ниже сформулировала наши принципы. Возможно, тоже пригодятся...

Да, это хорошо, я думаю. Одно из основных направлений критики Кодекса в том, что он не охватывает многих областей возможной деятельности соционика. Добавим эту область.

Насчет конкретного срока в 6 месяцев, мне кажется, стоит написать более обтекаемо - "достаточный срок".

Когда я соберу все предложения и сформирую новую редакцию, я отпишусь в теме, можно будет обсудить.
Сергей Белецкий
Прибывший
Прибывший
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: Вт янв 27, 2009 11:36 am
ТИМ: ЭСИ

Сообщение Svetlana » Вс май 24, 2009 11:17 am

Сергей Белецкий писал(а):Насчет конкретного срока в 6 месяцев, мне кажется, стоит написать более обтекаемо - "достаточный срок".

Возможно, формулировка "рекомендуемый срок" - не самая удачная (другой пока в голову не пришло :)). Но главный критерий, которого мне тут хотелось бы придерживаться - как раз не обтекаемость, а конкретность рекомендаций психологов для социоников (учитывая то, что большая часть практической деятельности социоников осуществляется все же на психологическом поле, и заимствований из проф.этики психологов тут не избежать).

Действительность такова, что иногда и 6-ти месяцев бывает недостаточно для оценки результатов внедренных рекомендаций. А иногда все становится ясно уже в течение первого месяца. От активности и мотивации самого внедряющего (клиента) тоже много зависит.

Однако какие-то обязательства по курированию своих рекомендаций социониками все же должны гарантироваться, и они должны быть привязаны к каким-то срокам. Мы решили привязываться здесь к общим (кстати, как раз "обтекаемым") сведениям по адаптации социальных групп к изменениям, чтобы была возможность отфильтровать процессы, связанные с естественным сопротивлением вообще любым изменениям, от процессов, являющихся следствием внедряемых рекомендаций.

По собственному опыту: мы курируем свою работу практически бессрочно, и через год, и через два после исследования (возникают новые задачи, заключаются новые договоры, да и просто ответить на вопрос по истечении "гарантийного срока", особенно если он поставлен в форме, свидетельствующей о том, что клиент действительно пользуется этим знанием, всегда приятно :)).

Добавлено спустя 12 минут 5 секунд:

Сергей Белецкий писал(а):Когда я соберу все предложения...

Тогда еще одно предложение (хотя оно, возможно, уже звучало, тогда прошу прощения за повтор).

Необходимо расписать, как можно поподробнее, этические принципы в обучении, особенно в тренинговых формах (о феноменах групповой динамики, об опасностях авторитарной позиции тренера, об "экологии" демонстрационной диагностики и т.п.). Тут, к сожалению, никаких "заготовок", адаптированных под специфику соционического обучения, у себя пока не нахожу.
"Вечная трагедия науки: уродливые факты убивают красивые гипотезы". Томас Генри Гексли.
Аватара пользователя
Svetlana
Графоман
Графоман
 
Сообщения: 859
Зарегистрирован: Вс фев 12, 2006 1:42 pm
ТИМ: ЭИИ

Пред.

Вернуться в Этический кодекс соционика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron
Рассылка 'Грамотность номер ноль' Уральская школа соционики