Модератор: Ирина Белецкая
Socionic Cat писал(а):Коллеги, вчера на заседании НСО состоялось обсуждение нашего Кодекса. Были внесены следующие поправки:
1. Вместо п.1.1 и 1.2 предлагаем текст "Мы признаем существование профессионального сообщества социоников и необходимость принятия этического кодекса для этого сообщества". Текст о получении степени бакалавра или магистра философии в области соционики совершенно не приемлем.
2. Из пункта 2.4. исключить слово "объективной", т.к. критерии объективности в разных соционических школах различны.
Ирина Белецкая писал(а):Правильно ли мы поняли, что идея в том, чтобы признать наличие профессионального сообщества социоников, но не обозначать явно критерий кто в него входит?
Чарльз писал(а):Правильно. У нас нет четких критереев кого считать профессионалом. Например, Филатова не захотела докторской степени, она не магистр, не бакалавр. Но нельзя на этом основание считать ее не профессионалом.
Любое определение профессионального соционика будет не точным. И применяя его мы будем входить в противоречие с пунктом 6.1
Чарльз писал(а):Имелось в виду: "мы, ниже подписавщиеся, ..." Кодекс объеденяет тех кто его подписал, в первую очередь.
Alex_AXe писал(а):Так. Посколько я не принимал участия в конференции, где рассматривался этот проект, у меня возникли следующие вопросы:
1. Зачем вообще нужен этот кодекс? Каковы его цели и задачи? Может быть, он не нужен вообще?
Alex_AXe писал(а):2. Почему априори подразумевается, что соционик будет заниматься не научной деятельностью, а коммерческой? На мой взгляд, на данном этапе научная деятельность на порядок важнее, а потому не следует ограничивать какую-либо критику как внутри соционического сообщества, так и критику представителей этого собщества со стороны.
Alex_AXe писал(а):Если же некий соционик, занимающийся платными консультированиями или еще чем-нибудь в этом роде, понесет из-за этой критики прямые или косвенные убытки - то это проблема конкретного соционика, за которую все соционическое сообщество не должно нести никакой ответственности.
Alex_AXe писал(а):Необходимость существования такого кодекса, да еще и в таком виде, считаю спорной. Этот кодекс будет по-моему мнению препятствовать развитию соционики, как науки.
Возможно, я читал не слишком внимательно, но я этого не нашел даже просмотрев тему второй раз. Какие же все-таки цели этого кодекса? Если перед соционикой вдруг встали проблемы, для решения которых и создан этот кодекс - я хотел бы узнать, какие именно эти проблемы.Ирина Белецкая писал(а):Об этом писали выше.
Хотелось бы отметить, что использование терминов "заказчик, клиент" при научной деятельности более чем некорректно. Про "насильственное типирование" полностью не согласен, так как если мы не ставим какие-либо коммерческие цели, то перетипировать ради науки (даже не согласного с перетипированием) - не только можно, но и нужно. Он, безусловно, может не соглашаться с версией, выдвинутой после перетипирования - но это его личные проблемы, себя он волен считать кем угодно. Если новая версия более аргументирована, чем старая - она просто обязана рассматриваться научным сообществом.Ирина Белецкая писал(а):Мы и не предлагаем разделять эти виды деятельности - научную и коммерческую. Важности и приоритетность того или иного направления конкретные специалисты выбирают для себя сами, есть в соционике чисто коммерческие структуры, есть чисто научные, есть и смешанные - каждому свое. В любом случае, все три направления работают с людьми - как носителями объекта исследования науки , а значит, вопрос о Кодексе по-прежнему актуален.
Вопрос в Кодексе стоит не о критике вообще, а о ее формах, принятых в аналогичных сообществах.
Ирина Белецкая писал(а):Прошу Вас пояснить, в какой именно части Кодекс, сформулированный в той или иной форме, может препятствовать развитию соционики как науки?
Alex_AXe писал(а):Хотелось бы отметить, что использование терминов "заказчик, клиент" при научной деятельности более чем некорректно.
Alex_AXe писал(а):Про "насильственное типирование" полностью не согласен, так как если мы не ставим какие-либо коммерческие цели, то перетипировать ради науки (даже не согласного с перетипированием) - не только можно, но и нужно. Он, безусловно, может не соглашаться с версией, выдвинутой после перетипирования - но это его личные проблемы, себя он волен считать кем угодно. Если новая версия более аргументирована, чем старая - она просто обязана рассматриваться научным сообществом.
На мой взгляд, соционики (по крайней мере, ведущих школ) уже определились с пространством корректного взаимодействия. Что касается взаимодействия с клиентами - то это касается далеко не всех социоников. Я в обозримом будующем не собираюсь взаимодействовать в плане соционики с какими-либо клиентами.Ирина Белецкая писал(а):Данная публикация ставит целью предложить проект Этического Кодекса Профессионального Соционика, а именно, единых норм общения и поведения, которые позволят сформировать пространство корректного взаимодействия социоников между собой и с клиентами.
Не думаю. Это приведет к отделению от всего соционического общества группы социоников, принявшей его и последующей научной стагнации в этой группе.Ирина Белецкая писал(а):По нашему мнению, принятие таких правил даже частью социоников приведет к консолидации соционического сообщества.
Про клиентов уже написал.Ирина Белецкая писал(а):Такой кодекс должен обезопасить с одной стороны клиентов, поскольку показывает им принципы, на которые опирается профессиональный соционик и тем помогает отличить профессиональную и непрофессиональную работу.
Опять клиенты.Ирина Белецкая писал(а):С другой стороны Кодекс призван обезопасить самих социоников, поскольку предлагает правила, которые помогают сориентироваться в непростых ситуациях взаимодействия с заказчиком и клиентом, определить уровень взаимной ответственности в той или иной ситуации.
Если заказчику (тому, кто платит деньги) не интересны результаты вашего исследования (в чем я сомневаюсь) - то Вы действительно занимаетесь чисто научной деятельностью. Иначе - коммерческая подоплека налицо. Однако, если его не интересуют результаты исследований - он не заказчик, а спонсор.Ирина Белецкая писал(а):Мы сейчас как раз работаем над научной проблемой, т.е. проводим исследования, которые нам оплачивает заказчик. Никакой коммерческой подоплеки у проекта нет. Но есть взаимодействие и с клиентом, и с заказчиком.
С заказчиком разобрались. Теперь с клиентом. Если клиент - это тот человек, ТИМ которого мы определяем (а это именно так и есть, исходя из 3.2), то термин "клиент" несколько некорректен. В само определение этого слова заложена направленность на коммерческую деятельность, так как "клиент" зачастую является синонимом "заказчик". Вообще, в пункте 3.2 происходит путаница между понятиями "клиент" и "объект исследования". Если же Вас не устраивает общепринятое понятие "объект исследования" применительно к человеку, то нужно использовать термины "типируемый", "исследуемый" и подобные, но ни в коем случае не "клиент". И нельзя проводить параллель между "человек, который является объектом диагностики, консультирования, обучения, тренинга; проходит профотбор, аттестацию" и "является испытуемым (исследуемым) в интересах науки". Это совершенно разные понятия! Испытуемый и/или исследуемый вообще может не знать, что его исследуют (общепринятая практика во многих науках), а клиент об этом безусловно знает.Ирина Белецкая писал(а):Если Вы видите эту проблему под другим углом и готовы предложить уточняющие формулировки - будет просто замечательно.
Перетипирование делается в первую очередь ради науки, а не ради человека, которого перетипируют. Если человек определил (или ему определили) свой ТИМ неверно и при этом не сообщает этот ТИМ никому и тем более не использует его при аргументации, не описывает на своем примере свойства своего ТИМа - тогда такого человека можно и не перетипировать. Иначе это необходимо.Ирина Белецкая писал(а):Мы свою позицию по этому вопросу высказали в Кодексе.
Могу лишь пояснить примером. Общаясь на форуме, порой вижу, что вот человек, которому нужна терапия. Вижу - могу помочь. И, конечно, могу аргументировать. Но не просит он меня о помощи. Имею ли я право вмешаться в его внутреннее пространство из лучших побуждений?
1. Общие положения
1.1. Соционик, принимающий Кодекс, признает существование профессионального сообщества социоников и необходимость принятия этического кодекса для этого сообщества.
Да.1.2. Кодекс является открытым документом. С ним может ознакомиться любой представитель соционического сообщества, а также клиент (заказчик).
Да, но это очевидно.2. Личность соционика
2.1. Задачей соционика является расширение области знаний о человеке и использование этих знаний и умений для блага индивида и общества в целом.
Да, но это тоже очевидно.2.2. Соционик формирует в обществе адекватное представление о работе соционика, областях его деятельности и компетентности.
Нет. Если кто-либо из социоников усомнился в некоторых положениях соционики, он имеет право аргументированно изложить свои сомнения всем желающим.2.3. Соционик отказывается от действий, которые прямо или косвенно наносят вред соционике как научному направлению, или ее имиджу в глазах общества.
Ни в коем случае! До тех пор, пока соционика не сформировалась, как наука, нельзя вводить какие-либо искусственные ограничения.2.4. Публикации соционического характера, выступления соционика на форумах, конференциях, просветительская деятельность в интернете корректны в этическом плане и ограничиваются научно-практической информацией.
Да. Но он сам в этом заинтересован - иначе его просто не поймут. Вводить это ограничение считаю излишним.Они формулируются в терминах и понятиях, принятых в соционической науке.
Нужно сначала определить, что такое "добросовестная конкуренция", иначе этот пункт не имеет смысла.Использование элементов недобросовестной конкуренции не допускается.
Самоочевидно.2.5. Соционик уважает достоинство и неприкосновенность человеческой личности, права и свободы, гарантированные человеку Конституцией.
Очень спорный пункт. Отказывать человеку в наличии этих качеств и умений в их бытовом понимании действительно нет смысла, в соционическом - вполне.2.6. Соционик знает, что люди в зависимости от их ТИМ по разному воспринимают, перерабатывают и выдают информацию. При этом для соционика недопустимы проявления соционического шовинизма, т.е. отказ человеку в каких-то качествах, умениях или поведенческих реакциях только на основании его принадлежности какому-то ТИМу
Не вижу смысла. Такое впечатление, что без знания соционики не существует рисков неблагоприятного взаимодействия ТИМов. Эти риски существуют вне зависимости от знания или незнания ТИМов.2.7. Знание своего ТИМа и ТИМа собеседника накладывает на соционика обязательства по корректному взаимодействию с ним, т.е. с учетом особенностей взаимодействия ТИМов.
Хороший пункт, действительно полезен. Однако боюсь, что остальные пункты этот пункт сведут на нет.2.8. Соционик умеет признавать свои ошибки. Он понимает, что непогрешимым может быть только Бог, и что порой признание ошибки требует большего мужества, чем отстаивание правоты..
А что такое супервизия? Если имеется в виду, что соционик может просить других перепроверить свои результаты – то это и так очевидно.2.9. Соционик готов при необходимости обращаться за супервизией к другим соционикам.
Что? Зачем соционику работать над собой, если у него нет никаких личностных проблем? Этот пункт создает впечатление, что соционикой занимаются исключительно ущербные люди.2.10. Соционик работает над собой, уделяет внимание развитию своей личности, в том числе обращаясь в качестве клиента к другим специалистам (как соционикам, так и психологам и психотерапевтам).
Нет.3. Работа с клиентом (заказчиком)
3.1. Заказчик - лицо или организация, которая явно или косвенно побуждает соционика к научно-практической деятельности.
Нет.3.2. Клиент - человек, который является объектом диагностики, консультирования, обучения, тренинга; проходит профотбор, аттестацию; является испытуемым (исследуемым) в интересах науки. Один и тот же человек может одновременно быть и клиентом, и заказчиком.
Для коммерческого использования – да. Для научного – нет.3.3. Соционик обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной соционической науки в области поставленных заказчиком задач, о пределах своей компетентности, границах своих возможностей и прочих правилах, устанавливаемых Кодексом для данного вида деятельности.
Аналогично.3.4. При проведении исследования соционик информирует клиента о характере исследования (при наличии заказчика - о передаваемой заказчику информации) и проводит работу только после получения согласия клиента.
При научном исследовани соционик вообще не обязан что-либо кому-либо сообщать о его результатах. Это личное дело соционика.3.5. Соционик передает заказчику результаты исследований в форме и терминах, понятных заказчику, в т.ч. в виде конкретных рекомендаций.
Самоочевидно.3.6. Соционик уважает честь и достоинство клиента, относится к нему корректно, какое бы субъективное впечатление клиент не производил своим видом, юридическим и/или социальным положением.
К соционику-ученому это вообще не имеет никакого отношения.3.7. Соционик умеет проявлять искреннюю заинтересованность, доброжелательность по отношению к клиенту; умеет располагать к общению, вызывать интерес и желание сотрудничать, а также проявлять веру в успех, в способность клиента справиться с ситуацией (проблемой), поддерживать в клиенте веру в его собственные силы.
Скажем так, этот материал можно разглашать только с согласия исследуемого. В моих исследованиях был только один случай, когда человек, тип которого исследовался (вернее, его ТИМ был известен, проверялась работоспособность теста) заявил, что не желает разглашения своих ответов с прямым или косвенным указанием его личности. Надо сказать, что в тесте были достаточно личные вопросы (об отношении к сексу и т.п.), которые использовать в соционической практике я вообще не вижу необходимости. Однако это не помешало примерно 50 отвечавшим не возражать против разглашения этих данных. Любопытно, что отказавшийся был ЭИИ.3.8. Материал, полученный социоником в процессе его работы с клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению.
Для решения задачи определения ТИМа вовсе не нужно обязательно владеть всем вышеперечисленным.4. Соционическая диагностика
4.1. Соционик владеет методами тестирования, диагностической беседы, наблюдения, а также психологического воздействия на уровне, который позволяет эффективно решать задачу определения ТИМа и при этом поддерживать клиента в ресурсном состоянии.
Да.4.2. Соционик отводит процессу диагностики достаточно времени, чтобы выдвинуть версию ТИМа клиента и тщательно верифицировать ее различными методами. По запросу клиента соционик перечисляет методики, которые он использовал при диагностике.
Да. Категоричным в науке вообще быть не следует.4.3. Соционик не должен быть категоричен в высказывании версии ТИМа клиента, независимо от того, насколько он уверен в результате диагностики.
Для соционика-консультанта - да. Однако надо отметить, что если клиент не знает соционики, аргументировать на уровне понятном ему, скорее всего будет невозможно. Соционик-ученый вообще не обязан что-либо аргументировать неспециалисту.4.4. Выдвигаемая социоником версия ТИМа аргументируется грамотно, на уровне, доступном пониманию клиента. При необходимости обсуждения с другим социоником версия ТИМа клиента должна быть научно аргументирована.
Категорически не согласен. ТИМ – это не тайна, и быть ей не может и не должен.4.5. Публичное типирование или обсуждение версии ТИМа человека без его запроса (т.н. "насильственное типирование") недопустимо. Также недопустимо оглашение результата типирования кому-либо кроме клиента, если клиент не дал на то своего согласия. Исключение может составлять типирование публичных или исторических личностей в научных целях.
Да. Само собой, что это относится только к соционику-консультанту, так как другие соционики могут вообще не заниматься решением проблем клиента.5. Профессиональная ответственность
5.1. Соционик умеет определять границы своей компетентности. Он имеет право работать только с проблемами, которые поддаются решению методами соционики (или иными методами, которыми владеет соционик). При запросе на решение проблем, выходящих за пределы профессиональной компетентности соционика, он должен отказаться от работы и порекомендовать клиенту обратиться к другому специалисту (психологу, психотерапевту, врачу и пр.)
Это понятно, но как определить, что ему нанесет ущерб или нет? Проще сказать: «умышленно не вреди».5.2. Организация и методы работы соционика должны быть таковы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба здоровью, состоянию или социальному положению клиента. Применяемые методики должны быть адекватны целям консультации, возрасту, полу, образованию, состоянию клиента.
К предыдущему пункту.5.3. При формулировке любой рекомендации соционик прежде всего руководствуется заповедью "не навреди!".
Это очевидно. Опять же нужно отметить, что это касается лишь тех социоников, которые дают рекомендации, и только в той мере, в которой это не противоречит здравому смыслу.5.4. Соционик ответственен за свои обязательства, решения, действия и рекомендации независимо от того, даны эти рекомендации в реальной жизни или в интернете. Тем не менее, публикация в СМИ, на соционическом сайте или консультация он-лайн (в форуме) не может служить заменой очной консультации (о чем клиент должен быть проинформирован).
Само собой.5.5. Соционик несет моральную ответственность перед клиентом (заказчиком), а также перед соционическим сообществом. Но главный судья соционика - его собственная совесть.
Невыполнимо. Если я кого-то считаю шарлатаном, то относиться с уважением к нему просто не смогу.6. Коллеги, научное сообщество
6.1. Соционик обязан охранять честь и достойные традиции соционического сообщества, относиться к коллегам доброжелательно и с уважением.
Да.6.2. Соционик делает замечания в адрес коллеги аргументированно и в конструктивной форме.
Да.6.3. Соционик изучает специальную литературу и работы коллег в периодической печати и интернете. При использовании материалов коллег в своих публикациях, учебных пособиях и пр. соционик использует принятые в науке правила ссылок.
Ирина Белецкая писал(а):Общаясь на форуме, порой вижу, что вот человек, которому нужна терапия.
Alex_AXe писал(а):2. Почему априори подразумевается, что соционик будет заниматься не научной деятельностью, а коммерческой?
Alex_AXe писал(а):На мой взгляд, соционики (по крайней мере, ведущих школ) уже определились с пространством корректного взаимодействия.
Alex_AXe писал(а):Да, но это тоже очевидно.
Alex_AXe писал(а):Цитата: 2.5. Соционик уважает достоинство и неприкосновенность человеческой личности, права и свободы, гарантированные человеку Конституцией.
Самоочевидно.
Iceman писал(а):Alex_AXe писал(а):2. Почему априори подразумевается, что соционик будет заниматься не научной деятельностью, а коммерческой?
Вот мне тоже это показалось диким, поэтому я предложил назвать это кодексом профессионального соционика (т.е. такого, который с соционики живет). Как видишь предложение было принято.
Iceman писал(а):Т.е. соционик - не всегда психолог, а психолог - не всегда соционик. В случае, если конкретный человек совмещает в себе эти две роли, то он просто должен пользоваться одновременно двумя кодексами, а не одним глобальным.
Ирина Белецкая писал(а):К счастью, в части взаимодействия с клиентом эти документы во многом совпадают.
Ирина Белецкая писал(а): Касаемо же тех пунктов, с которыми Вы категорически несогласны хочу обратить Ваше внимание, на общие принципы постановки экспериментов в науках объектом/предметом исследования которых является человек. (Опубликовано, например, здесь: "Этические принципы и правила работы практического психолога образования
Позиция, когда под лозунгом "нечего изобретать велосипед!" соционике предлагается безоговорочно принять экспериментальные методы других наук, нетождественных с соционикой, – физики ли (как того могут потребовать позитивистски настроенные сторонники "естественнонаучной" соционики), психологии (как предлагают в [31]) или других, мне тоже представляется неприемлемой. Ведь каждая наука имеет свои методологические нюансы, в том числе и в опытной части, что совершенно не мешает всем им вместе иметь общие принципы. Нельзя сводить биологический эксперимент к химическому, а последний – к физическому, и наоборот, сколь близкими они не казались.
По сути - да.Ирина Белецкая писал(а):Насколько я поняла, (поправьте меня, если это не так) по сути вы разбили Кодекс на три части.
Да.Ирина Белецкая писал(а):В первую часть Вы отнесли те пункты, с которыми Вы согласны, и которые считаете очевидными, и потому не видите смысла прописывать их в Кодексе. Как я поняла с ваших слов, к этим пунктам Вы могли бы присоединиться.
Да, и я не смогу поддержать кодекс, где содержатся эти пункты.Ирина Белецкая писал(а):Во вторую часть попадают пункты, с которыми Вы не согласны, и основная причина, как я ее поняла, в том, что принятие этих пунктов, по Вашему мнению, замедлит или даже остановит развитие соционики, как науки.
В силу того, что следование этим пунктам обязательно для одних (по причине их профессиональной деятельности) и необязательно (иногда даже нежелательно) для других, эти пункты следует вынести в отдельную часть, предназначенную для соответствующей группы. Это следует четко прописать в самом кодексе.Ирина Белецкая писал(а):Третья группа пунктов, как я прочитала, не имеют с Вашей деятельностью никакой связи. Поскольку ситуации, которые они описывают, не касаются Вашей деятельности, видимо, в Вашем случае не стоит на них обращать внимание. Поскольку Кодекс предлагается для всего сообщества, то некоторые пункты, вполне возможно, могут относиться только к части сообщества.
Постараюсь их сформулировать. В основном это следование элементарным нормам морали.Ирина Белецкая писал(а):Я хочу попросить Вас сформулировать те принципы, на которые Вы опираетесь в своей научной соционической деятельности, возможно, кратко описав ее суть, после обсуждения, они могут быть включены в Кодекс.
Вячеслав уже ответил на это замечание.Ирина Белецкая писал(а):Касаемо же тех пунктов, с которыми Вы категорически несогласны хочу обратить Ваше внимание, на общие принципы постановки экспериментов в науках объектом/предметом исследования которых является человек. (Опубликовано, например, здесь: "Этические принципы и правила работы практического психолога образования", // Вестник образования, №7, 1995: http://nov-ppf.narod.ru/documenti/etica_obr.htm)
Отмечу, что в ряде гуманитарных дисциплин предварительная информирование участников эксперимента о его сути приводит к значительному искажению результатов. Поэтому следование 2-му принципу может быть крайне нежелательным. При необходимости о сути эксперимента их можно проинформировать после его завершения.Ирина Белецкая писал(а):Хочется обратить особое внимание на следующие 2 пункта, которых придерживались мы при проведении своих исследований и которых придерживались Т.Н.Прокофьева и Г.Р. Рейнин при постановке своего эксперимента по наполнению ПР.
1. Принцип добровольности - участники эксперимента давали согласие на участие в эксперименте
2. Принцип информированного согласия - участники были проинформированы о сути эксперимента, что именно исследовалось и каким образом. Таким образом их согласие на участие в эксперименте было осознанным. Они также были проинформированы о его результатах.
С моей точки зрения, тут есть нарушение этого пункта - так как не исключена возможность того, что анализирующий этот фрагмент узнает конкретного автора. Однако, поскольку я не согласен с этим пунктом, то проблемы в этом я не вижу. Здесь было бы нарушение моих принципов, если в анализируемых фрагментах были бы, например, детали личной жизни.Ирина Белецкая писал(а):Мы, в свою очередь, также довольно часто анализируем фрагменты высказываний людей на форумах, с целью анализа их речи, но не для определения/переопределения их соционического типа. Эти исследования проводятся нами в научно-обучающих целях - абсолютно безлично и анонимно. Участники занятий не знают, чей именно текст они анализируют. В научных целях им это не важно. Авторы текста также не знают о том, что их тип исследуется. Можно ли это отнести к нарушению п 4.5? На наш взгляд - нет, т.к. при исследовании текста соблюдается конфиденциальность и анонимность. Мы для себя этот вопрос решили так, может быть кто-то решит его иначе.
Вернуться в Этический кодекс соционика
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1